29 июля 2012 г.

Платонические чувства



Платонические чувства8: “Семейные ценности”.
Платон Беседин, специально для «Стильного Севастополя».
Доброе время!
Сегодня в «Платонических чувствах» говорим о семейных ценностях. Сергей Шаргунов аки Лев Николаевич Толстой вспомнит о детстве и юности, а Роберт Де Ниро впишет вас в свой круг доверия.
Берегите своё время: смотрите и читайте с умом!
Что читать?
Сергей Шаргунов «Книга без фотографий». 



Что смотреть?
«Знакомство с родителями». 



Следуйте за Платоном, как Алиса за Кроликом... :)

Сергей Шаргунов «Книга без фотографий».
Мемуары пишут либо гуру и старцы, либо те, кому больше нечего сказать. Сергея Шаргунова, скорее, можно отнести к первым: ему всего тридцать два года, но он уже стал лицом «нового реализма». Его «Книгу без фотографий» можно принять и за подведение итогов в преддверии кризиса среднего возраста, и за монолог на сеансе психотерапевтии, и за автобиографический роман в рассказах. «Книга без фотографий» вошла в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» и в длинный список премии «Большая книга».
В девятнадцать лет Сергея опубликовали в «Новом мире», в двадцать он выиграл конкурс «Дебют». Позже были заигрывание с властью, попытка пройти в Верховную Думу и быстрое осознание того, что в политике нужна не только умная, но и крепкая голова.
Насыщенная биография автора отображена в «Книге без фотографий». И тут лично у меня возникает давний вопрос: кто превалирует в тексте, Шаргунов-публицист или Шаргунов-прозаик? Вопрос особенно важный, если учесть, что «Книга без фотографий» стала квинтэссенцией всего творчества автора, которого критики так любят обвинять в самоповторах. 
Сергей Шаргунов запротоколировал свою жизнь. Казалось бы, легче простого. Но, во-первых, как сделать это талантливо, а, во-вторых, где набрать столько материала? Алхимиком от литературы может быть не каждый; Шаргунов, пожалуй, может. На первый взгляд, Сергея в книге слишком много. Отторжение культа личности начинается с обложки, где красуется лицо автора, выполненное в стилистике ранних, «адмаргинемовских» книг Сорокина, и усиливается по мере чтения авторской рефлексии, которой он упивается, абзац за абзацем вспоминая жизнь: детство в семье священника, пьющих родственников, первую «фальшивую влюблённость», правильную женитьбу на строптивой Анне, подарившей сына Ваню, и преследование из-за активной политической позиции. 
Но всё же при более внимательном прочтении понимаешь, что «Книга без фотографий» и не о Шаргунове вовсе. Нет, конечно, он присутствует на фотографиях, но лишь на втором плане. На первом же – прошлое, относительно далёкое и совсем недавнее. Шаргунов передаёт читателю эпоху, наделяя её особой мелодией. Так же, как можно изучать Францию по книгам Флоберам, так же и Россию, Чечню, Киргизию пусть и фрагментарно, в переломные моменты, но можно будет воссоздать в воображении благодаря «Книге без фотографий». Сергей Шаргунов вырывает читателя из липких лап менеджеров, извращенцев, рекламистов, наркоманов и алкоголиков, заполонивших литературу. В «Книге без фотографий» автору, не смотря на кажущуюся клипартовость текста, удалось создать единое полотно эпохи, отождествить древний принцип «что внутри, то и снаружи», соотнеся свой внутренний мир с миром внешним. И, собственно, тут писатель побеждает публициста.
Говоря о творчестве Шаргунова, который, как истинный русский писатель, всегда больше своих книг, принято искать бунтарские идеи, мотивы, в особенности политические, и в «Книге без фотографий» они, безусловно, есть. Шаргунов здесь, прежде всего, бунтует против себя, того себя, каким его видят в хорошо знакомом ему медиа-пространстве. Взрывая себя изнутри, снова и снова, главу за главой, он принимает любопытные формы, будто жидкий терминатор из знаменитого фильма. Поиск нового себя во многом через осознание своего прошлого и составляет стержень романа.
Шаргунов, «считавший с детства, что мало с кем можно говорить откровенно», вдруг решил говорить, и собеседниками стали его «новые товарищи – читатели», «кто дальше – тот ближе». Полноценного разговора, конечно, не получилось, а вот монолог, пожалуй, удался, потому что «главное в человеке - это ощущение», и от писателя Шаргунова оно остаётся если не положительное, то заинтересовывающее. 


«Знакомство с родителями».
 Режиссёр: Джей Роуч. В ролях: Роберт Де Ниро, Бен Стиллер, Тери Поло, Блайт Даннер, Оуэн Уилсон. Жанр: комедия. Длительность: 108 минут.
 Знакомство с родителями невесты – момент, конечно, волнительный, ведь сколько сложено анекдотов про тёщу. Но иногда куда страшнее оказывается не мать, а отец невесты. Особенно если он тридцать пять лет служил в ЦРУ, специализируясь на допросах; в общем, ходячий детектор лжи.
Именно такого персонажа в фильме «Знакомство с родителями» сыграл блестящий Роберт Де Ниро, и это, пожалуй, его лучшая комедийная роль.  Партнёром ему выбрали Бена Стиллера, работающего, согласно сценарию, медбратом. Необычная профессия как для мужчины, но ещё необычнее его имя -  Гейлард «Грег» Факер (в русской варианте звучит куда более эпично - Гей Трахер), имя давно успевшее стать нарицательным. Два абсолютно разноплановых актёра в кино на извечно актуальную тему – многообещающее начало.
Факер собирается сделать предложение своей возлюбленной Пэм (Тэри Поло), но, собственно, в момент оного она узнаёт, что её сестра только что получила предложения от некого доктора Боба, и они вот-вот поженятся. Причём Боб сделал всё по науке: сначала понравился отцу, заручившись у того благословением. Факер смекает, что предложение придётся отложить, а пока надо ехать на свадьбу к сестре Пэм, и уже там очаровывать её отца, после чего предлагать руку и сердце. Кольцо пакуется в чемодан вместе с остальными вещами.
Но человек, как известно, предполагает, а Господь располагает, и неприятности у Факера начинаются уже в аэропорту. Авиакомпания теряет его чемодан. Да и ужасный Джек Бёрнс, суровый отец Пэм, прямо с порога начинает проверки.
«Цвет автомобиля сам выбирал?
- Нет, парень за стойкой. А что?
- Говорят, гении выбирают зелёный, но выбирал не ты».
Персонаж Де Ниро нетипичен – это не заезженный шаблон, коими полнится американское кино, а яркая индивидуальность – и потому обречён на успех. С первого появления на экране он приковывает внимание зрителей и уже не отпускает его вплоть до появления титров. Философ и шпион, тиран и романтик – противоречивый тип с немного садистским чувством юмора. Метод его шутки, по Бернарду Шоу, – говорить правду.
Контрастом ему – его супруга Дина Бёрнс, интеллигентная, добродушная дама, не смотря на кротость, умеющая поставить мужа на место. Вообще весь актёрский состав «Знакомства с родителями» подобран просто-таки идеально.
Но вернёмся к сюжету. В доме Бёрнсов Факер попадет в сущий вертеп неприятностей. Причинами тому – и маниакальная подозрительность Джека, и череда досадных случайностей, и нелепость самого Гейлорда. Ну а катализатором этого бедлама невольно выступает Пэм, сообщившая любимому папочке, что Факер ненавидит кошек. Джека, чей лучший друг с недавних пор – кот Джинкси, это, конечно настораживает. Чуть позже, оставшись с ним наедине, уже сам Факер зачем-то пытается объяснить, что слова из песни про волшебного дракона вовсе не о сказочном существе, а о курении марихуаны. Джек Бёрнс реагирует репликой, признанной лучшей в 2001 году зрителями MTV: «Ты покуриваешь травку, Фокер?».
Дальше будет появление бывшего жениха Пэм – удачливого и чудаковатого Кевина (Оуэн Уилсон), берущего пример с самого Иисуса Христа, приезд семейства доктора Боба, исчезновение любимого кота, проблемы (из-за Факера, конечно) со свадьбой сестры Пэм и масса других забавных неприятностей, за преодолением которых наблюдать – сущее удовольствие. Диалоги в фильме прописаны блестяще, и разговоры, например, о  круге доверия или доении кошек остроумны и в хорошем смысле литературны, словно взяты из рассказов какого-нибудь О.Генри. О противостоянии Факера и Бёрнса в пору говорить: «Они сошлись, огонь и лёд…
Кстати, первоначально на роль Факера утвердили Джим Кэрри, но, всё же хорошо, что досталась она Бену Стиллеру. Награды «Лучшая комедийная роль» от MTV и «Самый смешной актер в фильме» от American Comedy Award – тому подтверждение.
Говоря о наградах, необходимо отметить, что кино «Знакомство с родителями» отхватило, пожалуй, главную – People's Choice Award (то есть, выбор людей) как «Любимая кинокомедия». И в данном случае совершенно неважно, что голосовали лишь американцы, потому что это кино, во-первых, действительно семейное, без грамма пошлости (вдвойне приятно, ведь режиссёр фильма Джей Роуч получил известность, сняв серию пошловатых фильмов про Остина Пауэрса), а, во-вторых, в хорошем смысле интернационально. Начинаясь как забавная история на актуальную тему, фильм перерастает в занимательную притчу о всесильности любви, побеждающей любые преграды, и лжи во спасение, которую, как оказывается, нельзя оправдать.
Марк Твен говорил, что юмор приводит в действие механизм мысли. «Знакомство с родителями» – удачная иллюстрация к словам американского классика.