Платонические чувства №8: “Семейные ценности”.
Платон
Беседин, специально для «Стильного Севастополя».
Доброе
время!
Сегодня
в «Платонических чувствах» говорим о семейных ценностях. Сергей Шаргунов аки
Лев Николаевич Толстой вспомнит о детстве и юности, а Роберт Де Ниро впишет вас
в свой круг доверия.
Берегите
своё время: смотрите и читайте с умом!
Что читать?
Сергей Шаргунов «Книга без фотографий».
Что смотреть?
«Знакомство с родителями».
Следуйте за Платоном, как Алиса за Кроликом... :)
Сергей Шаргунов «Книга без фотографий».
Мемуары
пишут либо гуру и старцы, либо те, кому больше нечего сказать. Сергея
Шаргунова, скорее, можно отнести к первым: ему всего тридцать два года, но он
уже стал лицом «нового реализма». Его «Книгу без фотографий» можно принять и за
подведение итогов в преддверии кризиса среднего возраста, и за монолог на
сеансе психотерапевтии, и за автобиографический роман в рассказах. «Книга без
фотографий» вошла в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» и в длинный
список премии «Большая книга».
В
девятнадцать лет Сергея опубликовали в «Новом мире», в двадцать он выиграл
конкурс «Дебют». Позже были заигрывание с властью, попытка пройти в Верховную
Думу и быстрое осознание того, что в политике нужна не только умная, но и
крепкая голова.
Насыщенная
биография автора отображена в «Книге без фотографий». И тут лично у меня
возникает давний вопрос: кто превалирует в тексте, Шаргунов-публицист или
Шаргунов-прозаик? Вопрос особенно важный, если учесть, что «Книга без
фотографий» стала квинтэссенцией всего творчества автора, которого критики так
любят обвинять в самоповторах.
Сергей
Шаргунов запротоколировал свою жизнь. Казалось бы, легче простого. Но,
во-первых, как сделать это талантливо, а, во-вторых, где набрать столько
материала? Алхимиком от литературы может быть не каждый; Шаргунов, пожалуй,
может. На первый взгляд, Сергея в книге слишком много. Отторжение культа личности
начинается с обложки, где красуется лицо автора, выполненное в стилистике
ранних, «адмаргинемовских» книг Сорокина, и усиливается по мере чтения
авторской рефлексии, которой он упивается, абзац за абзацем вспоминая жизнь:
детство в семье священника, пьющих родственников, первую «фальшивую
влюблённость», правильную женитьбу на строптивой Анне, подарившей сына Ваню, и
преследование из-за активной политической позиции.
Но всё
же при более внимательном прочтении понимаешь, что «Книга без фотографий» и не
о Шаргунове вовсе. Нет, конечно, он присутствует на фотографиях, но лишь на
втором плане. На первом же – прошлое, относительно далёкое и совсем недавнее.
Шаргунов передаёт читателю эпоху, наделяя её особой мелодией. Так же, как можно
изучать Францию по книгам Флоберам, так же и Россию, Чечню, Киргизию пусть и
фрагментарно, в переломные моменты, но можно будет воссоздать в воображении
благодаря «Книге без фотографий». Сергей Шаргунов вырывает читателя из липких
лап менеджеров, извращенцев, рекламистов, наркоманов и алкоголиков,
заполонивших литературу. В «Книге без фотографий» автору, не смотря на
кажущуюся клипартовость текста, удалось создать единое полотно эпохи, отождествить
древний принцип «что внутри, то и снаружи», соотнеся свой внутренний мир с миром
внешним. И, собственно, тут писатель побеждает публициста.
Говоря
о творчестве Шаргунова, который, как истинный русский писатель, всегда больше
своих книг, принято искать бунтарские идеи, мотивы, в особенности политические,
и в «Книге без фотографий» они, безусловно, есть. Шаргунов здесь, прежде всего,
бунтует против себя, того себя, каким его видят в хорошо знакомом ему
медиа-пространстве. Взрывая себя изнутри, снова и снова, главу за главой, он
принимает любопытные формы, будто жидкий терминатор из знаменитого фильма.
Поиск нового себя во многом через осознание своего прошлого и составляет
стержень романа.
Шаргунов,
«считавший с детства, что мало с кем можно говорить откровенно», вдруг решил
говорить, и собеседниками стали его «новые товарищи – читатели», «кто дальше –
тот ближе». Полноценного разговора, конечно, не получилось, а вот монолог,
пожалуй, удался, потому что «главное в человеке - это ощущение», и от писателя
Шаргунова оно остаётся если не положительное, то заинтересовывающее.
«Знакомство с родителями».
Именно
такого персонажа в фильме «Знакомство с родителями» сыграл блестящий Роберт Де
Ниро, и это, пожалуй, его лучшая комедийная роль. Партнёром ему выбрали Бена Стиллера,
работающего, согласно сценарию, медбратом. Необычная профессия как для мужчины,
но ещё необычнее его имя - Гейлард
«Грег» Факер (в русской варианте звучит куда более эпично - Гей Трахер), имя
давно успевшее стать нарицательным. Два абсолютно разноплановых актёра в кино
на извечно актуальную тему – многообещающее начало.
Факер
собирается сделать предложение своей возлюбленной Пэм (Тэри Поло), но,
собственно, в момент оного она узнаёт, что её сестра только что получила
предложения от некого доктора Боба, и они вот-вот поженятся. Причём Боб сделал
всё по науке: сначала понравился отцу, заручившись у того благословением. Факер
смекает, что предложение придётся отложить, а пока надо ехать на свадьбу к
сестре Пэм, и уже там очаровывать её отца, после чего предлагать руку и сердце.
Кольцо пакуется в чемодан вместе с остальными вещами.
Но
человек, как известно, предполагает, а Господь располагает, и неприятности у
Факера начинаются уже в аэропорту. Авиакомпания теряет его чемодан. Да и
ужасный Джек Бёрнс, суровый отец Пэм, прямо с порога начинает проверки.
«Цвет
автомобиля сам выбирал?
- Нет,
парень за стойкой. А что?
-
Говорят, гении выбирают зелёный, но выбирал не ты».
Персонаж
Де Ниро нетипичен – это не заезженный шаблон, коими полнится американское кино,
а яркая индивидуальность – и потому обречён на успех. С первого появления на
экране он приковывает внимание зрителей и уже не отпускает его вплоть до
появления титров. Философ и шпион, тиран и романтик – противоречивый тип с
немного садистским чувством юмора. Метод его шутки, по Бернарду Шоу, – говорить
правду.
Контрастом
ему – его супруга Дина Бёрнс, интеллигентная, добродушная дама, не смотря на
кротость, умеющая поставить мужа на место. Вообще весь актёрский состав
«Знакомства с родителями» подобран просто-таки идеально.
Но
вернёмся к сюжету. В доме Бёрнсов Факер попадет в сущий вертеп неприятностей.
Причинами тому – и маниакальная подозрительность Джека, и череда досадных
случайностей, и нелепость самого Гейлорда. Ну а катализатором этого бедлама
невольно выступает Пэм, сообщившая любимому папочке, что Факер ненавидит кошек.
Джека, чей лучший друг с недавних пор – кот Джинкси, это, конечно настораживает.
Чуть позже, оставшись с ним наедине, уже сам Факер зачем-то пытается объяснить,
что слова из песни про волшебного дракона вовсе не о сказочном существе, а о
курении марихуаны. Джек Бёрнс реагирует репликой, признанной лучшей в 2001 году
зрителями MTV: «Ты
покуриваешь травку, Фокер?».
Дальше
будет появление бывшего жениха Пэм – удачливого и чудаковатого Кевина (Оуэн
Уилсон), берущего пример с самого Иисуса Христа, приезд семейства доктора Боба,
исчезновение любимого кота, проблемы (из-за Факера, конечно) со свадьбой сестры
Пэм и масса других забавных неприятностей, за преодолением которых наблюдать –
сущее удовольствие. Диалоги в фильме прописаны блестяще, и разговоры, например,
о круге доверия или доении кошек
остроумны и в хорошем смысле литературны, словно взяты из рассказов
какого-нибудь О.Генри. О противостоянии Факера и Бёрнса в пору говорить: «Они
сошлись, огонь и лёд…
Кстати,
первоначально на роль Факера утвердили Джим Кэрри, но, всё же хорошо, что
досталась она Бену Стиллеру. Награды «Лучшая комедийная роль» от MTV и «Самый смешной актер в фильме» от American
Comedy Award – тому подтверждение.
Говоря
о наградах, необходимо отметить, что кино «Знакомство с родителями» отхватило,
пожалуй, главную – People's Choice Award (то есть, выбор людей) как «Любимая
кинокомедия». И в данном случае совершенно неважно, что голосовали лишь
американцы, потому что это кино, во-первых, действительно семейное, без грамма
пошлости (вдвойне приятно, ведь режиссёр фильма Джей Роуч получил известность,
сняв серию пошловатых фильмов про Остина Пауэрса), а, во-вторых, в хорошем
смысле интернационально. Начинаясь как забавная история на актуальную тему,
фильм перерастает в занимательную притчу о всесильности любви, побеждающей
любые преграды, и лжи во спасение, которую, как оказывается, нельзя оправдать.
Марк
Твен говорил, что юмор приводит в действие механизм мысли. «Знакомство с
родителями» – удачная иллюстрация к словам американского классика.