Поздравляю, вот мы с вами и дожили до пророчества очередного апокалипсиса от адептов «важнейшего из искусств». Вроде бы удалось уже перешагнуть знаковую дату “21.12.2012”, но тема конца света себя явно не исчерпала. Фабрика грёз и кошмаров так и норовит добавить капельку адреналина, припугнуть и взбодрить человечество, плещущееся на волнах высоких технологий и благодушной сытой жизни. Берегитесь! Грядет Мировая война – война “Зет” - c таким предупреждением стартовал блокбастер летнего сезона 2013 со 150-миллионным бюджетом World War Z (в устах наших переводчиков превратившийся в «Войну Миров Z»).
Кратко о сюжете: неизвестный молниеносно распространяющийся вирус заражает людей, превращая их в дикие агрессивные и трудноубиваемые существа (aka «зомби»). Планета погружается в пучину хаоса, число зараженных растет в геометрической прогрессии... и только один ООН-овский аналитик способен расправиться со злобным вирусом и спасти «мир во всём мире».
Ну как? Не слишком похоже на сюжет двухчасового фильма. Скорее — на «вводную» к компьютерной игре, что-то типа HalfLife или ResidentEvil. Но если в компьютерную игру главгерой вступает практически безоружным с минимумом функционала, добывая в процессе всё необходимое для решения квеста, «прокачивая» способности и зарабатывая пункты «жизней» и «здоровья», то герой WWZ — явно злостный читер. Он изначально получает бесконечную жизнь, бесконечный боезапас и статус на уровне члена тайного мирового правительства, в результате ему без возражений поставляется всё необходимое: данные, пароли, явки, доступ к требующимся объектам, самолеты, охрана и даже лекарство в аптеке. Ах да, я совсем забыла упомянуть, что наш неубиенный ни об дверь, ни об стенку герой — Брэд Питт! Он конечно не Крепкий орешек, чтобы вот так походя спасать мир, но «Мистеру Смиту» тоже многое может быть позволено.
Сооружено сие творение по мотивам одноименного романа Макса Брукса. Не буду врать, первоисточник лично мной не читан, отзывы же на него расходятся в тональности. И всё-таки большинство сходится во мнении, что Брукс — это вам не Пол Андерсон и далеко не Айзек Азимов :). В принципе это не смертельно: в Голливуде, при «овеществлении» книжных историй на экран из них попадает несколько главных героев и (если очень повезет) — эпоха. Остальное - на вольное усмотрение сценаристов, которые при наличии таланта могут сделать мега-фильм даже из непутевого комикса.
Итак, Война Миров, Брэд Питт, зомби, 3D и рейтинг PG13.
«Война миров» - это опять же идея локализаторов, т.к дословно (да и по сюжету) всё-таки здесь именно война на планете, т.е «мировая». Однако, переводчикам видимо, что Г.Уэллс, что М.Брукс, что Т.Круз, что Б.Питт, «что совой об пенёк, что пеньком об сову». Поэтому имеем «войну миров». Впрочем, аллюзии с вольной интерпретацией Г. Уэллса 2006 г .р. посещали меня постоянно.
Брэд Питт подхватил из рук Тома Круза пошатнувшееся было после сьемок “Миссия невыполнима-4” знамя семейных ценностей и гордо понес его с экрана в массы. Не буду спорить, отец, сворачивающий горы, небоскрёбы и летающие тарелки за родное чадо, выглядит обалдеть, как трогательно. Но до чего же навязли в зубах эти штампы! Н.Кейдж в «2012», Д.Куэйд в «Послезавтра», Т.Круз в «Войне миров». Вот теперь и Б.Питт пополнил стройные ряды героических папаш. Ему правда существенно повезло хотя бы в одном: по сюжету семья у него до неприличия дружная и решать проблему отцов и детей не приходится.
Зомби в фильме традиционны: плешивые, страдающие нарушением функций мозжечка, тощие заморенные создания с запущенной стадией пародонтоза. Одного не могу понять: по сюжету вирус атаковал полноценных здоровых людей; инкубационный период за несколько дней его распространения сократился от нескольких минут до 12 секунд. И как, спрашивается, за эти 12 секунд из полноценно функционирующего человеческого тела получается этакая малоаппетитная развалина?! А с другой стороны эти зомби, которые неспособны ровно пройти по коридору, не задевая углы и не сшибая болтающимися конечностями незакрепленные предметы, весьма шустро бегают. Легко догоняют не только автомобиль, но и выходящий на взлет самолет.
Брэд Питт, названный последней надеждой человечества, несколько бестолково носится взад-вперед по миру, а зрители наблюдают за его суетой, пытаясь понять, что же в нем такого «последнего» (не считая совершенно терминаторской неубиенности). Но если говорить честно, то актер Питт — классный, он может не только бегать по улицам с ружьем, но и сыграть эмоции, напряжение. В сцене в лаборатории, когда он готовится на себе проверить собственную же теорию и выйти один на один с несколькими десятками нежити, начинаешь действительно переживать. Хотя до этого были классические хождения по слабоосвещенным подземным белым коридорам с традиционно некстати шумящими спутниками и стандартно блуждающими в потемках зомби, которые вдруг «каак прыгнут» :). В результате зрители то нервно обгрызают ногти, то глумливо хихикают. Вот что бывает, когда пытаются скрестить классический ужастик с фильмом для семейного просмотра!
3Д в этом фильме нужно было с одной целью – повышения стоимости билетов и соответствующего увеличения кассовых сборов, поскольку никакой визуальной составляющей оно не добавляет.
Однако, по правде говоря, я даже затрудняюсь сказать, кому вообще можно порекомендовать этот фильм. Фантастики в нём мало, экшена – тоже. Любительницы красавчика Питта будут разочарованы его неухоженной бородой и нечесаной шевелюрой. Куда девался боевитый “мистер Смит” и элегантный Джо Блэк? Ну и главная изюминка, на которой можно было бы выехать – трешевые сцены с зомби – провалена в глубокий погреб.
Для любителей “Обители зла” и для тех, кто еще помнит “Ночь оживших мертвецов” эпохи пиратских видеосалонов, налицо явный недостаток оскаленных зубов и тянущихся отовсюду скрюченных когтистых рук. А главное – столь любимых многими “хардкоровых” сцен, когда главные герои отстреливают многочисленную нежить сперва на расстоянии из скорострельного оружия, потом на ближней дистанции из пистолетов, и, наконец, решительно идут в рукопашную с использованием подручных тяжелых предметов.
Для любителей “Обители зла” и для тех, кто еще помнит “Ночь оживших мертвецов” эпохи пиратских видеосалонов, налицо явный недостаток оскаленных зубов и тянущихся отовсюду скрюченных когтистых рук. А главное – столь любимых многими “хардкоровых” сцен, когда главные герои отстреливают многочисленную нежить сперва на расстоянии из скорострельного оружия, потом на ближней дистанции из пистолетов, и, наконец, решительно идут в рукопашную с использованием подручных тяжелых предметов.
В WWZ всё это упрощено и минимизировано. Зомби устрашают мирных жителей тем, что с размаху прыгают на лобовые стекла их авто, долбятся головами в закрытые двери, строят страшные рожи и щелкают редкими кривыми зубами. Массовые их атаки показаны в основном издалека, общим планом и отдаленно напоминают муравейник :) Никакой тебе злобной грызни, драк и откушенных конечностей.
Перестрелки также малозрелищны: гранаты просто издают громкий ба-бах и дают яркую вспышку с последующим появлением дырок в интерьере; выстрелы все сплошь как будто попадают в мешки с песком... (Операторов спецэффектов надо срочно отправить на переподготовку к м-ру Тарантино. Дядя Квентин в деталях покажет им, что делает пуля из армейской винтовки, попадающая в “непрочное соединение белковых молекул”, именуемое человеческим телом!). Если главгерою приходится идти врукопашную с ломиком-гвоздодером наперевес, камера стыдливо отворачивается в сторону и показывает нам только натужно кряхтящего Питта, якобы насаживающего нечисть на подручную альтернативу осинового кола.
Ну и когда все-таки сюжет изворачивается так, что уйти без потасовки становится просто невозможно, оператор применяет секретную технику съемки трясущейся камерой! Изображение прыгает и дергается, мелькают углы, лица и стены, тусклый свет, неясные крики... остальное домыслите себе сами в меру своей осведомленности в мире классических фильмов ужасов.
Перестрелки также малозрелищны: гранаты просто издают громкий ба-бах и дают яркую вспышку с последующим появлением дырок в интерьере; выстрелы все сплошь как будто попадают в мешки с песком... (Операторов спецэффектов надо срочно отправить на переподготовку к м-ру Тарантино. Дядя Квентин в деталях покажет им, что делает пуля из армейской винтовки, попадающая в “непрочное соединение белковых молекул”, именуемое человеческим телом!). Если главгерою приходится идти врукопашную с ломиком-гвоздодером наперевес, камера стыдливо отворачивается в сторону и показывает нам только натужно кряхтящего Питта, якобы насаживающего нечисть на подручную альтернативу осинового кола.
Ну и когда все-таки сюжет изворачивается так, что уйти без потасовки становится просто невозможно, оператор применяет секретную технику съемки трясущейся камерой! Изображение прыгает и дергается, мелькают углы, лица и стены, тусклый свет, неясные крики... остальное домыслите себе сами в меру своей осведомленности в мире классических фильмов ужасов.
Ну и чтобы закончить на радостной ноте. Сейчас, как говорит Задорнов, «вы испытаете гордость за наших»: из центра эпидемии Питт улетает на самолете Belorussia Airways. «Мне нужно в Кардифф!», - говорит он первому пилоту. И тот на хорошем русском отвечает: «Долетим!». Авиалиний с таким названием в Белоруси не существует, но батька Лукашенко явно приплатил за product placement целой державы :)
Если вы, прочитав вышенаписанное, всё-таки решили идти на сеанс, предлагаю вам квест «найди Хабенского». Краса и гордость отечественного кинематографа засветился в титрах, поисковики упорно выдают его фотографию на запрос о «Войне миров»... но на экране я его так и не углядела :( Может он тоже проплатил product placement?!
Любопытствующие могут прочесть краткое содержание его версии сценария тут: http://kiri2ll.livejournal.com/21930.html.
Полную версию этой искрометной рецензии с еще большей вместимостью юмора на квадратный сантиметр текста вы можете прочитать на Solovision