Платонические чувства № 5: «Без напряга».
Платон Беседин, специально для
«Стильного Севастополя».
Берегите своё время: смотрите и читайте с
умом!
Что
читать?
Что
смотреть?
Следуйте за Платоном, как Алиса за Кроликом... :)
Виктор
Лановенко «Отара для волка».
То, что люди перестали читать,
- факт насколько общеизвестный, настолько и прискорбный. Последние исследования
показывают, что книгами интересуется один украинец из четырёх. Ну а если и
читают, – тоже ведь не секрет – то низкосортную литературу. Например, дамские
романы и детективы.
По первым не скажу, а вот со
вторым, как говорится, ситуация неоднозначная. Ведь детективы детективам рознь.
Например, чего только стоит цикл рассказов Гилберта Честертона про отца Брауна.
Ну а из более свежих примеров можно назвать роман «Отара для волка»
севастопольского прозаика Виктора Лановенко.
Человек он в литературе достаточно
известный. Победитель международного конкурса «Согласование времён».
Публиковался в «толстых» литературных журналах. Но это всё звания, главное, что
пишет Лановенко достойно. Его прозе свойственна особая цельность интонации,
появляющаяся тогда, когда наличие материала для беседы сочетается с умением
говорить. «Отара для волка» - тому прекрасное доказательство.
Библейское «Идите! Я посылаю
вас, как агнцев среди волков…» Лановенко истолковал по-своему, написав
интеллектуальный, отчасти философский детектив.
Начинается он с места в карьер:
известный журналист Эдик Поспелов получает задание написать в газету о болезни
двух известных медийных персон. За солидный гонорар, конечно. Персоны,
действительно, больны, а Эдик, к несчастью, оказывается человеком любопытным и
потому начинает «рыть» в поисках фактов и зацепок. Трагически погибают люди, да
и самому журналисту обещают скорую смерть. Истина, конечно же, покрыта мраком
тайны.
И вот постепенно из этого мрака
начинают сначала выступать контуры и силуэты, а потом, собственно, появляются
сами люди. Персонажей Лановенко с точки зрения схематики выбрал весьма
стандартных: майор милиции (Резин) и вор-рецидивист (Танцор). Но вот их типажи,
характеры выписаны прекрасно. Это не просто - как часто бывает в детективах - картонные фигуры, которыми автор манипулирует для развития сюжета, а
полноценные личности со своими особыми судьбами.
А судеб хватает: здесь и
фармацевтический магнат, и нечистый на руку чиновник, и образцовые «братки» из
девяностых. Всё это закручено и спаяно в увлекательный, лихой сюжет, который
держит читателя в напряжении от первой до последней страницы (в данном случае
этого штампа не избежать). Достаточно сказать, что в центре повествования
таинственный медицинский препарат, вызывающий необратимые мутации и предназначенный
для «сильных мира сего». Есть, конечно же, и классический любовный треугольник,
но прописанный по-новому, с особым писательским шармом.
В общем, достоинств у «Отары
для волка» хватает. Одно из них, несомненно, лёгкий, сочный слог автора, позволяющий
ему органично встраивать в, казалось бы, развлекательный текст мудрые
философские сентенции и тонкие жизненные наблюдения. Как результат, – не зря
вначале я вспомнил Честертона – получается не только интересно, но и полезно.
Есть «пища для ума» и тем, кто
априори говорит своё «фи» детективу как жанру, а предпочитает исключительно
серьёзную литературу. К роману в книге прилагаются два отличных рассказа:
«Соучастник» (за эту семейную сагу Лановенко получил премию) и «Проездом»
(пронзительно трогательная история о супругах и детдомовце).
Книга Виктора Лановенко,
собственно, тем и хороша, что, во-первых, легко читается, а, во-вторых,
обладает приятным послевкусием, появляющимся тогда, когда имеешь дело с
действительно первоклассной литературой.
«Американский пирог: Все в сборе».
Режиссёр: Джон
Харвитц, Хейден Шлоссберг. В ролях: Джейсон
Биггз, Элисон Хэннигэн, Крис Клейн, Томас Иэн Николас, Шонн Уильям Скотт. Жанр: комедия. Длительность: 113 минут.
Есть фильмы, которые, прежде
всего, ассоциируются с определённым этапом жизни. Если говорить о кино, ставшим
видеорядом моих (да и не только моих) старших классов, то это, однозначно,
«Американский пирог», положивший начало жанру «молодёжная комедия».
Помню, как смеялись, иногда
гоготали и ржали, пересказывая друг другу сюжет и сцены из фильма. При этом,
большая часть смеющихся его и в глаза то не видела, зато знала содержание на
зубок. Благо хватало устных пересказов с обязательной отсебятиной. Помню, как
ждали заветную видеокассету (интернет тогда был лишь у избранных), чтобы
наконец-таки насладиться фильмом. Фразы «Как тёплый яблочный пирог», «Друзья
называют меня Нова, сокращённо от Казанова» и другие, более неприличные, прочно
вошли в обиход.
На второй «Пирог» мы шли уже в
кинотеатр, волнуясь и потея - не пустят! - под пытливыми и зоркими взглядами
кассирш. Ну а третий («Американская свадьба») я смотрел уже дома вместе с
девушкой, и был почти не против ощутить предсвадебную суету. Всё, что было
после первых трёх «Американских пирогов», не смотря на рекламную приставку с
упоминанием оного, называться таким априори не может. Все эти братья Стиффлера
или летние лагеря – это, как говорит мой знакомый сексолог, для пубертатов. Ни
идеи, ни по-настоящему смешных приколов, ни культовых героев. Нам –
повзрослевшим зрителям, женатым и замужним – подавай главное блюдо.
И вот подали. На экраны вышел
«Американский пирог: Все в сборе». Его называют восьмым пирогом, хотя, по
факту, он скорее должен идти под номером 4. Но – и это главное – все,
действительно, в сборе. Встречайте, дамы и господа: Джим Левинстайн, Кевин
Майерс, Крис «Оз» Озстрайкер, Пол «Зяблик» Финч, Стив «Стивмайстер» Стиффлер и,
конечно же, неподражаемый папа Джима в исполнении блистательного Юджина Леви.
Но это, так сказать, главные коржи пирога, а есть ещё прослойка вроде Мишель,
Хетер, Нади, Вики. Есть даже вишенка – Мама Стиффллера «МКХТ». В общем, кто в
теме, тот поймёт. Ждать от фильма статуса «лучшей комедии года» вполне можно.
И, надо сказать, ожидания, скорее
всего, не обманут. Правда, прародитель и главный сценарист саги о пирогах Адам
Херц, значась в качестве исполнительного продюсера, принял лишь относительное
участие: он присматривал за работой режиссёров и сценаристов Джона Харвитца и
Хейдена Шлоссберга. Однако, без сомнения, можно сказать, что это тот самый
старый добрый американский пирог. С его откровенным юмором «на грани» и «за
гранью» и лихими поворотами сюжета. В последней части, правда, и с тем, и с
другим чуть хуже, чем в прошлых фильмах, но харизмы и мастерства актёров, в
целом, хватает, чтобы заставить зрителя смеяться над в общем-то не слишком
оригинальными хохмами. Джим всё так же принимает нелогичные решения, папа ведёт
с ним откровенные беседы, Кевин «шагает вперёд», а Стиффлер думает о тёлочках
(ещё бы ведь его мама переключилась с виски на «травку»). Изменились не люди –
изменились контекстуальные рамки и обстоятельства.
Но, пожалуй, глупо (да простят
меня за резкость) думать, что «Американский пирог» - это просто пошлая комедия
с глупыми приколами. Собственно, думать так – то же, что называть «Преступление
и наказание» историей психа, зарубившего топором старуху-процентщицу.
«Американский пирог» (уточняю,
мы говорим о четырёх фильмах) поднимает действительно важные проблемы. Образы
персонажей с учётом их возраста и социального положения выписаны просто
прекрасно, а ситуации, в которые они попадают, близки каждому. Это не просто
ещё один фильм о сексе, - хотя тут его и, правда, много - а, скорее, история о
возвращении (такая себе молодёжная гомеровская интерпретация). Кино о попытке
вернуться в отрочество, молодость, чтобы ощутить то самое первоначальное
счастье, лёгкость и беззаботность. Именно так, с такими проблемами и ожиданиями
(со скидкой на американскую специфику) мы и живём, приезжая на очередной слёт
одноклассников «цать» лет спустя. Иначе не бывает.
И – парадоксально, но факт –
местами ностальгия от «Пирога» захватывает настолько, что и взгрустнуть можно.
Вспомнить о тех годах, когда, как говорят знатоки, и трава была зеленее, и пиво
вкуснее.