Свершилось долгожданное и давнообещанное: «On May, 2013 Earth will fall... INTO DARKNESS»*. По всему миру прогремела премьера очередного фильма из серии «Звездный путь» - «Падение во тьму» (или в немыслимой транскрипции наших переводчиков «Стартрек: Возмездие»). Одиннадцатый по счету полнометражный фильм в рамках киновселенной StarTrek с полувековой историей.
Повторно её рассказывать здесь я не буду - любители фантастики и так в курсе, а прочим интересующимся - Гугл в помощь. Лучше пройдусь по собственным впечатлениям, сбывшимся и несбывшимся ожиданиям. Предупреждаю сразу, количество спойлеров на квадратный сантиметр текста устрашающее, но всё равно лучше один раз увидеть...
Повторно её рассказывать здесь я не буду - любители фантастики и так в курсе, а прочим интересующимся - Гугл в помощь. Лучше пройдусь по собственным впечатлениям, сбывшимся и несбывшимся ожиданиям. Предупреждаю сразу, количество спойлеров на квадратный сантиметр текста устрашающее, но всё равно лучше один раз увидеть...
Первая серия (я по привычке называю первым фильм 2009 года, в котором началась глобальная «перезагрузка» сюжетной линии) «Звездного пути» мне понравилась. Она была зрелищной, вполне логично сочеталась с «официальной линией партии», обладала связным сюжетом. Более того, выкрутасы этого самого сюжета заставили меня на некоторое время наморщить лоб, вычисляя причины, последствия и соотношения путешествий во времени и параллельных вселенных (ну люблю я потеоретизировать на тему скачков по времени. Люблю со времен А. Азимова и П.Андерсона!).
Обновленные герои смотрелись неплохо и вели себя адекватно; злодеи, для усложнения жизни героев, были снабжены супероружием и должным образом мотивированы. Перемещения героев из огня да на горячую сковородку и обратно каждые 15-20 минут перехватывали дыхание, а их диалоги радовали слух. В общем, у режиссера Дж. Дж. Абрамса вышла бодренькая и красивая космическая опера.
Пусть в ней несколько потерялся главный лозунг «Звездного пути»: «Смело отправляться туда, где не ступала нога человека». Но мы великодушно сделали автору послабление: это была «вводная» история в завязке альтернативной вселенной и в ней надо было как-то свести и собрать воедино всех будущих/прошлых героев. А вот дальше уже должно было начаться нечто...
Обновленные герои смотрелись неплохо и вели себя адекватно; злодеи, для усложнения жизни героев, были снабжены супероружием и должным образом мотивированы. Перемещения героев из огня да на горячую сковородку и обратно каждые 15-20 минут перехватывали дыхание, а их диалоги радовали слух. В общем, у режиссера Дж. Дж. Абрамса вышла бодренькая и красивая космическая опера.
Пусть в ней несколько потерялся главный лозунг «Звездного пути»: «Смело отправляться туда, где не ступала нога человека». Но мы великодушно сделали автору послабление: это была «вводная» история в завязке альтернативной вселенной и в ней надо было как-то свести и собрать воедино всех будущих/прошлых героев. А вот дальше уже должно было начаться нечто...
Взглянули мы на это нечто! Хитрый Джа-Джа Бинкс Абрамс последние полгода старательно нагнетал страсти вокруг готовящегося к прокату фильма. Трейлеры строго дозированы, фотографии и кадры со съёмок сурово отцензорены, всё особо секретно, а крошечные «утечки» информации подогревают фанатские страсти не хуже бортовых фазеров «Энтерпрайза» :)
Поскольку главные герои истории известны вот уже почти полвека, то основной интригой стал главный злодей. Сперва на его роль пробовали Бенисио дель Торо и ещё пару-тройку менее известных актёров, но по счастью «прижился» предложенный Спилбергом Бенедикт Камбербэтч. Поговаривают, что ролик для проб на фильм Б.К. снял на кухне своего друга на собственный же айфон (представляете, как теперь поднимется и без того раздутый спрос на айфоны?!).
Абрамс присланную «кустарщину» принял и теперь, по моему мнению, должен за это предложение Спилбергу, как минимум, процент от франшизы: стильный лондонский денди со своим лицом инопланетянина, пластикой профессионального мима, завораживающим голосом и харизмой Шерлока «сделал» весь фильм!
Более того, впридачу к стройным рядам любителей фантастики он привел в кинотеатры орды собственных поклонниц, готовых смотреть и слушать «Беню», даже если он будет просто сидеть на лавочке и читать вслух телефонный справочник! Одна только фраза рекламного трейлера, произнесенная низким звучным баритоном «You’re think, that you are safe, but you are not» вызывала в кинозалах восторженный «Охххх!»
Абрамс присланную «кустарщину» принял и теперь, по моему мнению, должен за это предложение Спилбергу, как минимум, процент от франшизы: стильный лондонский денди со своим лицом инопланетянина, пластикой профессионального мима, завораживающим голосом и харизмой Шерлока «сделал» весь фильм!
Более того, впридачу к стройным рядам любителей фантастики он привел в кинотеатры орды собственных поклонниц, готовых смотреть и слушать «Беню», даже если он будет просто сидеть на лавочке и читать вслух телефонный справочник! Одна только фраза рекламного трейлера, произнесенная низким звучным баритоном «You’re think, that you are safe, but you are not» вызывала в кинозалах восторженный «Охххх!»
Так вот о злодее: жалкие обрывки «сливаемой» в СМИ информации довели зрителей чуть ли не до нервного срыва: будет это Хан (персонаж из оригинального сериала — человек с суперспособностями, самый сложный противник команды «Энтерпрайза») или некто новый и неизвестный Джон Харрисон. Народ чуть не передрался на форумах! Теперь можно спокойно выдохнуть: да, это действительно Хан Нуньен Сингх. Обновленный, «тюнингованный» и «прокачанный» до запредельного уровня возможностей сверхчеловек. Совершенный, логичный, самодостаточный и почти всемогущий - мечта Ницше и Шопенгауэра!
Не буду распространяться о достоинствах и качестве игры м-ра Камбербэтча – поклонницы это с успехом сделают за меня в более ярких красках. Если в двух словах – образ удался. Чего стоят его переходы от невозмутимости мраморной статуи до какой-то отчасти вполне не-человеческой жуткости, выражаемой порой одним только пристальным взглядом, тяжеленным, как весь «Энтерпрайз», груженный по самую ватерлинию!
Оружие и интерьеры в фильме – отдельная большая боль. Надо было очень постараться, чтобы намыслить такие неэргономичные и громоздкие для 23го века «гаджеты»! Взгляните хотя бы на это «личное оружие». Как такое на поясе носить? Это ж сплошная фантастика!
Еще кто-то в зале ехидничал по поводу переговорных устройств, напоминающих уже почти отжившие телефоны-«раскладушки». А вот это они зря! Примерно в таком виде коммуникаторы и были придуманы в 60-е годы дизайнерами оригинального сериала. Также ими был придуман дизайн компьютерных мониторов. Потом конструкторы настоящих приборов придавали им вид, схожий с фантастической техникой. Первый в мире мобильник-«раскладушка», появившийся в 1996 году, был скопирован из сериала и назывался Motorola StarTAC!
Вернусь к остальным героям.
Джеймс Кирк, слегка удивлявший меня в первом фильме своими действиями, в этом уже просто раздражал! Оно понятно, что во все века, все главные герои от Д’Артаньяна до Хэна Соло просто обязаны обладать некоторой бесшабашностью и нестандартностью мышления – только с этими качествами можно раздвигать аницы и добиваться невозможного.
Но здесь это уже не бесшабашность, это просто какая-то подростковая неуравновешенность, заставляющая искать на ровном месте приключений на собственную филейную часть! То в баре дерется, то в неразборчивые межрасовые отношения вступает. Ну, с него-то ладно, что возьмешь – безотцовщина :) Но куда смотрел капитан Пайк, настойчиво усаживая его в капитанское кресло «Энтерпрайза»?! Чем весь Звездный флот думал, вручая безбашенному юнцу корабль и путевку в космос на 5 лет?! Надо бы у сценаристов поинтересоваться…
Но здесь это уже не бесшабашность, это просто какая-то подростковая неуравновешенность, заставляющая искать на ровном месте приключений на собственную филейную часть! То в баре дерется, то в неразборчивые межрасовые отношения вступает. Ну, с него-то ладно, что возьмешь – безотцовщина :) Но куда смотрел капитан Пайк, настойчиво усаживая его в капитанское кресло «Энтерпрайза»?! Чем весь Звездный флот думал, вручая безбашенному юнцу корабль и путевку в космос на 5 лет?! Надо бы у сценаристов поинтересоваться…
Его помощник/друг/напарник Спок также расстроил своими выходками: то он в любви признается, то в суицид ударяется, то семейные скандалы устраивает, то (неслыханное!) морды бьет в порыве ярости. Спок?! В порыве ярости!? Не смешите мои подковы, как выражался один не в меру говорливый мультяшный конь. Полсериала было построено на том, что Спок – идеальный логик, почти киборг, чуждый эмоций и невозмутимый как дзенский монах во время медитации. Фейк, однако, господа сценаристы :(
Остальная команда особо больших сцен в свое распоряжение не получила, мелькая где-то «в подтанцовке».
Впрочем, всю логику в сценарии очевидно случайно потёрли, перепутав с каким-то вредоносным вирусом. Провалы в сюжете зияют подобно дырам, проеденным лангольерами из одноименного ужастика С. Кинга, а действия персонажей порой вместо душевного трепета вызывают идиотскую ухмылку во весь рот. И самое главное – весьма слабенькая мотивация персонажей. Особо умилил диалог Кирка с Ханом. Капитану срочно нужен супермен для реализации очередной его бредовой идеи.
-Укажи мне хоть одну причину, по которой я должен пойти с тобой, - взвешенно интересуется невозмутимый Хан.
-Ты должен это сделать. Ты пойдешь со мной!
…и он действительно идёт, наплевав на свою гениальную логику, а заодно на тактику, стратегию и на собственные «злодейские» планы.
В общем, как высказались на одном из форумов: «Обоснуй хромает на обе ноги!» Зато пафоса, щедро налитого по фильму, с лихвой хватит на пару-тройку патриотических роликов для поднятия духа нации ко дню независимости. Героям приходится надувать щеки и нести высокопарную чушь, которая, увы, совершенно не берет за душу.
Рыдают в фильме все: суровые капитаны и десантники, храбрые боевые подруги и сообразительные учёные, безбашенный Кирк, и невозмутимый Спок. Даже из холодно-расчетливого и логичного, словно главный компьютер ЦЕРН, Хана сценаристы ухитрились выжать скупую мужскую слезу (поклонницы лежат под креслами в глубоком обмороке от восторга!).
В общем, как высказались на одном из форумов: «Обоснуй хромает на обе ноги!» Зато пафоса, щедро налитого по фильму, с лихвой хватит на пару-тройку патриотических роликов для поднятия духа нации ко дню независимости. Героям приходится надувать щеки и нести высокопарную чушь, которая, увы, совершенно не берет за душу.
Рыдают в фильме все: суровые капитаны и десантники, храбрые боевые подруги и сообразительные учёные, безбашенный Кирк, и невозмутимый Спок. Даже из холодно-расчетливого и логичного, словно главный компьютер ЦЕРН, Хана сценаристы ухитрились выжать скупую мужскую слезу (поклонницы лежат под креслами в глубоком обмороке от восторга!).
Зрелищная составляющая меня тоже подрасстроила. По анонсам, плакатам и прочим информационным утечкам выходило, что Хан в порыве справедливой мести разнесет всю Землю «вдребезги и пополам». Чего стоил заглавный плакат с колоритным злодеем на фоне дымящихся руин? Мы-то ожидали, что это остатки Лондонского мегаполиса! И ждали зрелищ в духе «2012» и «Дня независимости» в одном флаконе. А вместо этого – два слегка подорванных небоскреба и один плюхнувшийся у побережья звездолет. И это вы называете падением во тьму?! «Не верю!»
Легкие подозрения об отсутствии свежих идей у сценаристов, возникшие у меня вслед увиденным трейлерам, после просмотра фильма переросли в твердую уверенность. У меня едва хватило пальцев на руках сосчитать фильмы, «уши» которых торчат из-за каждого сюжетного поворота. Ну-ка посмотрим:
-забег наперегонки с дикарями племени мумбо-юмбо - «Индиана Джонс»;
-пилотирование транспортника Кирком - «Звездные войны»;
-беготня по вращающимся коридорам падающего «Энтерпрайза», где полы и потолки меняют друг друга - «Начало»;
-безмерно патриотичное проникновение Кирка в ядерный реактор (А вы не знали?! В 23м веке все звездолеты летают на ядерном топливе!!!) - это в чистом виде «К-19» за вычетом Лиама Нисона и Харрисона Форда;
-балансирующая дуэль Хана и Спока на крышах летящего городского транспорта - слабенькое подобие противостояния Анакина и Оби ван Кеноби в «ЗВ»-3,
-а сам Спок, стоящий на камешке среди потоков лавы — ау, привет Фродо Бэггинсу!
-Обстрел небоскреба из зависшего напротив скутера — однозначно «Матрица», даже ракурс съемки падающих осколков точно такой же; а когда Кирк выдернул из бокса пожарный гидрант и стал разматывать шланг, я всерьез начала ожидать появления Тринити и агента Смита в черных очках :)
Итак, общее резюме: неплохая в целом идея, реализованная весьма несвязно и поверхностно. Обилие пафосных и слезоточивых сцен грозит переводом из категории «фантастика» в разряд розовых мелодрам. Впрочем, возможно я слишком строго подхожу к оценке фильма. Посмотрела отзывы на Кинопоиске – по результатам первой недели проката на 8 десятков положительных рецензий отрицательных всего 2! Публика визжит от восторга, «бросает в воздух чепчики» и делит фотографии главных героев и героинь на фотообои…
И тут я со своим «особым мнением». Хотя с меня какой спрос. Я ведь из той категории любителей фантастики, которые еще Магистра Йоду помнят настоящим, а не в виде цифровой реинкарнации! Резюме: получился фильм для разового просмотра на большом экране и в стерео-очках – спецэффекты всё же своё берут! А если еще убрать дубляж – то для тренировки английского языка.
С подборкой фотографий мне как всегда помогли Кинопоиск и Кинокадр.
Полную версию этой искрометной рецензии с еще большей вместимостью юмора на квадратный сантиметр текста вы можете прочитать на Solovision
Автор Евгения Соловьева