Платонические чувства №6: «Пишите письма».
Платон
Беседин, специально для «Стильного Севастополя».
Здравствуйте,
дорогие и любимые!
Сегодня
«Платонические чувства» говорят о письмах. Пишут их всё реже, всё меньше конвертов
в почтовых ящиках, и это грустно. Ведь в начале, как известно, было Слово.
Пожалуй, помнить об этом весьма полезно. Сегодня в «Платонических чувствах»
спорят любовь и смерть.
Берегите
своё время: смотрите и читайте с умом! Всех с наступлением лета!
Что читать?
Что смотреть?
Следуйте за Платоном, как Алиса за Кроликом... :)
Михаил Шишкин «Письмовник»
Российский
критик Михаил Ганин в одной из рецензий написал: «В современной русской
литературе есть Шишкин и остальные». Несколько утрировано, конечно, но не
лишено истины.
Михаил Шишкин
– из тех писателей, кто, по Владимиру Сорокину, рождён для получения премий –
обладатель всех знаковых литературных наград: «Русский Букер», «Большая книга»,
«Национальный бестселлер». Это тот случай, когда интеллектуальная литература,
во-первых, гармонично совмещает наследие великой классики с современными тенденциями,
а, во-вторых, пользуется спросом у широкого круга читателей.
Последний
роман Шишкина «Письмовник», пожалуй, наиболее доступное для понимания
произведение автора. Хотя в нём, конечно, по обыкновению хватает скрытых
аллюзий и философских сентенций.
«Письмовник»
– роман в письмах. Саша и Саша пишут друг другу. Казалось бы, всё та же
история: влюблённая девушка пишет своему суженому на фронт, а он отвечает
взаимностью. Ирония заключается в том, что письма эти из разных эпох. И вместо
диалога читатель получает два монолога, две параллельные прямые, которые,
кажется, вот-вот должны соприкоснуться вопреки всем законам геометрии. Они и,
правда, соприкасаются, – чудо происходит –
но точкой соприкосновения становится смерть.
Михаил
Шишкин, кажется, «любит слова до одури, а они ещё за его спиной
перемигиваются». «Письмовник» напоминает древний сакральный текст, где, в
общем-то, обычные буквы, слова и предложения несут в себе особую мелодию. Эта
мелодия рафинированного безумия есть музыка смерти, которая, как говорил
Шаброль, «для каждого из нас одна-единственная, а мелодий жизни множество».
Шишкин
вообще такой себе Ганнибал Лектор от литературы. Помните первую сцену в
«Красном драконе»? Званый ужин, классическая музыка, мужчины во фраках, дамы в
платьях, всё чистенько, гладенько, гости уходят, и на тебе – ножом под
рёбра. Всё то же самое, только в
соседней комнате, как в мясных рядах, на столах голень, надпочечники, бёдра,
ошеек – человечина. Челюсти сомкнулись. Кушать подано.
И накатывает тошнота, не рокантеновская, а
самая, что ни на есть, физиологическая. Появляется терпкое чувство брезгливости
от мерзостей, воспетых в столь изящной, даже возвышенной манере.
Любопытно,
что фокус этот работает и в обратном направлении, когда на безжизненных
деревьях восходят зелёные ростки новой жизни.
С
«Письмовником» складывается именно такая история. Это самый жизненный роман о
смерти. Она везде, она повсюду – в людях, судьбах, книгах и даже в чернилах.
Письмена смерти, начертанные в Книге Жизни. «Златоусты всех времён и народов
утверждали, что письмо не знает смерти, и я им верил – ведь это единственное
средство общения мёртвых, живых и ещё не родившихся».
И в этом
насмешливом зеркале смерти, покрытом жирным налётом липкой бессмысленности,
вопреки всему отражаются модусы уродливой жизни, в которой кровавая
русско-китайская война, оскалившаяся ухмылкой андреевского Красного Смеха,
соседствует с семейными драмами, жизненными трагедиями, когда «хочется прожить
последние дни с достоинством, но о каком достоинстве может идти речь, когда
такие боли. Ужасно даже не то, что теряешь человеческий облик, а то, что
становится всё равно».
«Письмовник»
– литературная интерпретация моцартовского «Реквием». Михаилу Шишкину
понравилось создавать мелодию, но ещё больше, кажется, ему «нравится в финале
душить музыку в кулаке».
Саша в
одном из писем написал: «Перечитал и задал себе этот вопрос: зачем я записал
все эти ужасы?» И, правда, зачем? Уверен, сам Михаил Шишкин знает ответ, а нам
остаётся только сопереживать. И содрогаться.
«Дневник памяти».
Режиссёр: Ник Кассаветис. В ролях: Райан Гослинг, Рейчел
МакАдамс, Джеймс Гарнер, Джина Роулэндс, Джеймс Марсден. Жанр: мелодрама. Длительность:
113 минут.
Говорят,
что всё кино либо о любви, либо о смерти. Как и книги, собственно. Но вот
парадокс – действительно сильных фильмов о любви (как, впрочем, и о смерти) не
так уж и много. «Дневник памяти», снятый по бестселлеру Николаса Спаркса,
возможно, один из удачных примеров воплощения на экране великого чуда любви.
Ситуация,
на первый взгляд, вполне классическая: он (Ной), она (Элли), их любовь. Есть
ещё родители Элли, которые против того, чтобы они были вместе. Отчасти шекспировский
сюжет. Всё весьма традиционно, особенно если присовокупить к этому тот факт,
что она богачка, а он бедняк. Они – вполне логично – вынуждены расстаться. Ной
пишет 365 писем, – по письму в день – но Элли не получает ни одного, причиной
тому её мать.
Ещё
одна банальная история любви?
Возможно,
если бы, во-первых, не блестящая актёрская игра. Зачастую человек, занимающийся
подбором актёров, в титрах значится мельком, как бы между прочим, но в случае
«Дневника памяти» его без раздумий можно выдвинуть в первые ряды и дать
благодарственную грамоту за отлично проделанную работу. Канадцы Райан Гослинг
(«Фанатик», «Полу-Нельсон») и Рейчел МакАдамс («Шерлок Холмс», «Полночь в
Париже») в роли влюблённых просто бесподобны. Кстати, после съёмок сами актёры
встречались четыре года. Под стать им и блистательная операторская работа,
запечатлевшая чарующие виды природы и фонтанирующие эмоции героев. В частности,
Райан Гослинг и Рэйчел Макадамс победили в номинации MTV Best Kiss за страстный
поцелуй под дождём возле лебединого озера (и, правда, залюбуешься). В общем,
почёт и уважение всем и каждому, причастному к созданию фильма, в том числе,
конечно же, и режиссёру Нику Кассаветису.
Да и
сюжет, не смотря на первоначальную простоту, что называется на уровне: после
расставания Ноя и Элли он петляет, как горная дорога, где за каждым новым
поворотом всё новые и новые увлекательные пейзажи. Здесь и кровопролитная война
со смертью друга, и страдание с утешением в объятиях нелюбимой женщины, и
раскаяние одного из родителей с давно позабытой раной, и новый возлюбленный с
удивительным даром понимания. Всё это перемежается с картинами из жизни дома
престарелых, где чуткий старичок читает дневник седовласой женщине, страдающий
редким расстройством памяти.
Впрочем,
говорить о «Дневнике памяти», значит отнять от него что-то по-настоящему важное,
рискуя скатиться в общие фразы. Потому что это именно тот случай, когда зритель
сопереживает происходящему на экране. Лично я, чего уж скрывать, смотрел этот
фильм четыре раза и неизменно плакал, как влюблённая школьница.
И дело
даже не в поцелуе у озера (хотя он великолепен), а в том, что «Дневник памяти» –
проникновенное кино о большой любви.
Слишком много снято фильмов о том, как двое терзаются и борются, чтобы быть
вместе. И, как правило, режиссёр обрывает
историю на том, что «жили они долго и счастливо, пока смерть не разлучила их».
«Дневник
памяти», собственно о том, что жить долго и счастливо можно и нужно. О том, что
даже после смерти двое могут быть друг с другом. Это фильм про любовь, которая
если не побеждает смерть, то, как минимум, сохраняет с ней паритет.
Великая
история великой любви. Таков слоган «Дневника памяти». И это тот случай, когда
слоган не врёт.