Выполняю свою давнюю мечту, рассказывать в небольших заметках о деталях театрального творчества в лицах:
Знакомьтесь:
ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ДОВГАНЬ
С 2000 года работает
руководителем литературной части в Севастопольском театре им. А.В.
Луначарского.
В чем же заключается работа руководителя литературной части? Из официальной справки на сайте
театра: «...участвует в подготовке драматургических, исторических и
культурологических материалов для постановок театра, часто выступает в прессе,
проводит пресс-конференции. Совместно с художественным руководителем определяет репертуарную политику театра,
активно общается с современными драматургами».
Об этом мне поведала
сама Татьяна Александровна, а я постараюсь точно передать ее рассказ, так как
сейчас в театре предпремьерная жара и полноценного интервью не получилось.
Мы привыкли,
что спектакли обычно занимают не дольше двух часов чистого времени и немногим
из нас может прийти в голову, что пьесы, по которым они ставятся, предполагают
показ на 4, а то и 6 часов! Татьяна Александровна
проводит огромную работу для того, чтобы сократить время спектакля, и оставить
понятным содержание, сохранить причинно-следственные связи, образ и, если,
можно так выразиться, душу произведения.
У Татьяны Александровны
есть целая библиотека, в которой она проводит исследования исторических и
культурных реалий того времени, в котором творил автор пьесы. Для
реалистичности спектакля, и что еще важнее, для того, чтобы зритель
прочувствовал то окружение автора, которое повлияло на полет его мысли, на его
мотивы, на язык, которым он общается с нами посредством пьесы. Все, что было
важным, все, что побуждало его к созданию своего произведения, складывается из
мозаики мельчайших деталей быта, и происходит на фоне глобальных исторических
событий. А то и событий космического масштаба. Например, когда создавалась
пьеса «Женитьба» - к Земле приближалась комета, занимавшая довольно много места
на небосклоне. А значит и в умах современников Н.В. Гоголя. Тогда люди испытали
мистический трепет при мыслях о будущем, произошел всплеск различных
эзотерических учений.
Еще работа
руководителя литературной части состоит в поиске достоверной картины быта того
времени, куда переносит нас театральное действо. И это касается не только
архитектуры, интерьеров, одежды, но также песен и танцев, языка и диалектов,
распространенных привычек, анекдотов, развлечений, принятых у публики того
времени. Так и выясняется, что знаменитый танец восставших революционных
матросов «Яблочко», появился гораздо раньше в средневековой молдавской культуре,
а вовсе не на палубе крейсера «Аврора» :)
Получается, если
спектакль – это машина времени, то руководитель литературной части – ее
рулевой.
Сложно представить,
каким уровнем эрудиции нужно обладать, какой энергией в стремлении к познанию
нового, каким умением передавать свои знания
и чувства режиссеру и актерам спектакля, костюмерам и декораторам, чтобы из этого сплава родилось нечто
новое, переносящее зрителей в давно забытое время.
Театр - это сплочение совершенно невероятных личностей, которые в совместном творчестве создают волшебство.