24 апреля 2012 г.

Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского




Выполняю свою давнюю мечту, рассказывать в небольших заметках о деталях театрального творчества в лицах:
Знакомьтесь:
ТАТЬЯНА  АЛЕКСАНДРОВНА ДОВГАНЬ
         С 2000 года работает руководителем литературной части в Севастопольском театре им. А.В. Луначарского.


       В чем же заключается работа   руководителя литературной части? Из официальной справки на сайте театра: «...участвует в подготовке драматургических, исторических и культурологических материалов для постановок театра, часто выступает в прессе, проводит пресс-конференции. Совместно с художественным руководителем  определяет репертуарную политику театра, активно общается с современными драматургами».
     Но что на самом деле означает «подготовка драматургических, исторических и культурологических материалов для постановок театра»?
Об этом мне поведала сама Татьяна Александровна, а я постараюсь точно передать ее рассказ, так как сейчас в театре предпремьерная жара и полноценного интервью не получилось.
Мы привыкли, что спектакли обычно занимают не дольше двух часов чистого времени и немногим из нас может прийти в голову, что пьесы, по которым они ставятся, предполагают показ на 4, а то и 6 часов!  Татьяна Александровна проводит огромную работу для того, чтобы сократить время спектакля, и оставить понятным содержание, сохранить причинно-следственные связи, образ и, если, можно так выразиться, душу произведения.
У Татьяны Александровны есть целая библиотека, в которой она проводит исследования исторических и культурных реалий того времени, в котором творил автор пьесы. Для реалистичности спектакля, и что еще важнее, для того, чтобы зритель прочувствовал то окружение автора, которое повлияло на полет его мысли, на его мотивы, на язык, которым он общается с нами посредством пьесы. Все, что было важным, все, что побуждало его к созданию своего произведения, складывается из мозаики мельчайших деталей быта, и происходит на фоне глобальных исторических событий. А то и событий космического масштаба. Например, когда создавалась пьеса «Женитьба» - к Земле приближалась комета, занимавшая довольно много места на небосклоне. А значит и в умах современников Н.В. Гоголя. Тогда люди испытали мистический трепет при мыслях о будущем, произошел всплеск различных эзотерических учений.
Еще работа руководителя литературной части состоит в поиске достоверной картины быта того времени, куда переносит нас театральное действо. И это касается не только архитектуры, интерьеров, одежды, но также песен и танцев, языка и диалектов, распространенных привычек, анекдотов, развлечений, принятых у публики того времени. Так и выясняется, что знаменитый танец восставших революционных матросов «Яблочко», появился гораздо раньше в средневековой молдавской культуре, а вовсе не на палубе крейсера «Аврора» :)  
Получается,  если спектакль – это машина времени, то руководитель литературной части – ее рулевой.
Сложно представить, каким уровнем эрудиции нужно обладать, какой энергией в стремлении к познанию нового, каким умением передавать свои знания  и чувства режиссеру и актерам спектакля, костюмерам и декораторам, чтобы из этого сплава родилось нечто новое, переносящее зрителей в давно забытое время. 
Театр - это сплочение совершенно невероятных личностей, которые в совместном творчестве создают волшебство.