Платонические
чувства 2: «Праздник, который всегда с тобой».
Salut!
Продолжаем обзор книг и
фильмов, рождающих настоящие эмоции в душе смотрящего и читающего. Между
прочим, последние исследования британских учёных, показали, что лучшим
средством для снятия стресса является чтение.
Так что отбросьте лень в сторону - и вперёд!
Сегодня говорим об одном из
самых стильных городов мира – Париже. Говорим с разных сторон: писатель рисует
нам одну картинку, режиссёр – другую. Какая правдивее – решать Вам!
Берегите своё время: смотрите и
читайте с умом!
Фредерик Бегбедер «Французский
роман».
Что смотреть?
Вуди Аллен. «Полночь в Париже».
Следуйте за Платоном, как Алиса за Кроликом... :)
Фредерик Бегбедер «Французский
роман».
Культовый романист Фредерик
Бегбедер, скандалист и бонвинан, своим последним произведением удивил всех.
«Французский роман», получивший престижную премию Ренодо, заставил поклонников
вопрошать: «А Бегбедер ли это, собственно?» Мало кто ожидал от автора знаковых
«99 франков» и «Любовь живёт три года» подобной книги.
В основе романа – реальная
история. 2008 год, Бегбедер вместе с приятелями нюхает кокаин на капоте чужого
«крайслера». Появляется полиция. Приятели успевают скрыться, Бегбедер нет. Его
везут в участок, отбирают вещи, раздевают, ощупывают от родничка до пят и
бросают в камеру. Холод скамьи, смрад нечистот. Едва ли не в первый раз вечный
тусовщик и раздолбай Бегбедер остаётся наедине с собой. Больше нет кокаина,
«метафоры вечного настоящего, без прошлого и без будущего», нет способа
забыться. Единственное средство не сойти с ума – диктовать себе текст.
Вспомнить значит понять. Бегбедер ищет ответы в своём «тепличном детстве, от
которого излечиться, наверное, невозможно».
Ребёнком надменный повеса и
прожжённый циник страдал от всего: от собственной непривлекательности, от
постоянного доминирования старшего брата, от развода родителей. Из страданий
детства вышли и страдания нынешние. Отсюда тяга к наркотикам как средству
потерять память, склонность к разводам («развод всё делит на два») и
неспособность любить, замешанная на чувстве неполноценности («каждая женщина,
проявившая ко мне искренний интерес, - несравненная красавица»).
Постепенно мысли Бегбедера идут
от частного к общему, смысловые круги расширяются, и он думает о своей стране,
Франции, утратившей былое величие и потерпевшей сплошные поражения в двадцатом
веке. Сидя в камере, Фредерик вместо прилизанного цивилизованного рая видит
беспощадную тоталитарную систему, ощетинившуюся полицейскими дубинками и
смердящую слезоточивым газом. В ней «человек имеет тысячу прав, но у него
отняли право жаловаться».
Актуальность – неотъемлемая
черта произведений Бегбедера. Так было с манифестом гедониста «99 франков» в
эпоху фашизма рекламы и с разорвавшейся бомбой “Windows on the world” после крушения башен-близнецов 11
сентября. Возможно, пришло время осознать своё детство, а «книга позволит, как
и Бегбедеру той ночью, откуда-нибудь сбежать».
Написанное не означает, что,
купив и прочитав «Французский роман», вы получите порцию розовых соплей и
наивных сентенций. Бегбедер по-прежнему остёр на язык и беспощаден в суждениях.
Всё при нём: и пронзительная лиричность, и циничный юмор, и точность
наблюдений, и коронные афоризмы на все случае жизни.
Сегодня Бегбедер самый
тусовочный писатель Европы. Он мелькает на MTV и Fashion TV, играет диджейские сеты и снимается в
порнофильмах. Всё чаще его не принимают всерьёз как писателя, а зря. Светский
образ не мешает создавать ему отточенные тексты в фирменном полемичном стиле,
борясь с Мишелем Уэльбеком за звание «Короля современной французской
литературы».
«Полночь в Париже»
Вуди Аллен снял свой самый
нетипичный фильм, который многие критики поспешили назвать его лучшей работой. В
романтическом кино «Полночь в Париже» меньше язвительности и сарказма, зато хватает
романтики и штампов.
Уверен, после выхода этого кино
на экраны число туристов, желающих попасть в столицу Франции, резко
увеличилось. «Полночь в Париже» - туристическая открытка. Не даром она
начинается со слайдов парижских видов. Турфирмы и агенты могут сказать
маленькому гению в стильных очках огромное спасибо.
Писатель Гильберт (Оуэн Уилсон)
хочет в Париж. Он берёт с собой жену (Рейчел МакАдамс). Приглашение оформлено
Гильбертом как желание провести медовый месяц, но его подлинная цель – написать
шикарную новеллу, найдя вдохновение в самом творческом городе мира.
В Париже пара встречается с
родителями и друзьями жены. Те водят их в музеи и галереи, но Гильберт, как
всякий писатель, ищет вдохновения, в одиночестве гуляя по парижским улицам. Во
время одной из таких прогулок под звон часов появляется старинный автомобиль и
увозит начинающего писателя в волшебный мир двадцатых годов прошлого века. Здесь
Гильберт знакомится с Эрнестом Хемингуэем, Гертрудой Стайн, Френсисом Скоттом Фитцджеральдом,
его женой Зельдой и влюбляется в натурщицу Пикассо.
Пожалуй, Вуди Аллен, который
всегда любил использовать каноны и стереотипы, высмеивая их, в «Полночи» со
штампами перестарался. От огламуренных форматов становится подчас скучно и
неинтересно. Если Хэм, то обязательно решительный и волевой, если Зельда, то
истеричка и психопатка. Впрочем, как завещала Гертруда Стайн главному герою,
«писателя надо приукрашать».
Кино прекрасно воссоздаёт
атмосферу «праздника, который всегда с тобой». И, как это бывает в фильмах Вуди
Аллена, актёры удивляют, а порой играют свои лучшие роли. Чего только стоит
Эдриан Броуди в образе Сальвадора Дали.
В контексте извечного
противостояния физиков и лириков, борьбы материального и духовного, «массовки
против духовки», Вуди Аллен ненавязчиво и легко высказал мысль, что едва ли не
каждый думает, будто родился не в своё время.
Самый доступный и воздушный
фильм Вуди Аллена. Смотреть обязательно людям творческим, людям влюблённым и
людям, которые хотят просто приятно провести время.