12 февраля 2012 г.

Платонические чувства



Платонические чувства 2: «Праздник, который всегда с тобой».
Salut!
Продолжаем обзор книг и фильмов, рождающих настоящие эмоции в душе смотрящего и читающего. Между прочим, последние исследования британских учёных, показали, что лучшим средством для снятия стресса является чтение.  Так что отбросьте лень в сторону - и вперёд!
Сегодня говорим об одном из самых стильных городов мира – Париже. Говорим с разных сторон: писатель рисует нам одну картинку, режиссёр – другую. Какая правдивее – решать Вам!
Берегите своё время: смотрите и читайте с умом!

Что читать?
Фредерик Бегбедер «Французский роман».

Что смотреть?
Вуди Аллен. «Полночь в Париже».

Следуйте за Платоном, как Алиса за Кроликом... :)
           Фредерик Бегбедер «Французский роман».
        Культовый романист Фредерик Бегбедер, скандалист и бонвинан, своим последним произведением удивил всех. «Французский роман», получивший престижную премию Ренодо, заставил поклонников вопрошать: «А Бегбедер ли это, собственно?» Мало кто ожидал от автора знаковых «99 франков» и «Любовь живёт три года» подобной книги. 
В основе романа – реальная история. 2008 год, Бегбедер вместе с приятелями нюхает кокаин на капоте чужого «крайслера». Появляется полиция. Приятели успевают скрыться, Бегбедер нет. Его везут в участок, отбирают вещи, раздевают, ощупывают от родничка до пят и бросают в камеру. Холод скамьи, смрад нечистот. Едва ли не в первый раз вечный тусовщик и раздолбай Бегбедер остаётся наедине с собой. Больше нет кокаина, «метафоры вечного настоящего, без прошлого и без будущего», нет способа забыться. Единственное средство не сойти с ума – диктовать себе текст. Вспомнить значит понять. Бегбедер ищет ответы в своём «тепличном детстве, от которого излечиться, наверное, невозможно». 
Ребёнком надменный повеса и прожжённый циник страдал от всего: от собственной непривлекательности, от постоянного доминирования старшего брата, от развода родителей. Из страданий детства вышли и страдания нынешние. Отсюда тяга к наркотикам как средству потерять память, склонность к разводам («развод всё делит на два») и неспособность любить, замешанная на чувстве неполноценности («каждая женщина, проявившая ко мне искренний интерес, - несравненная красавица»).  
Постепенно мысли Бегбедера идут от частного к общему, смысловые круги расширяются, и он думает о своей стране, Франции, утратившей былое величие и потерпевшей сплошные поражения в двадцатом веке. Сидя в камере, Фредерик вместо прилизанного цивилизованного рая видит беспощадную тоталитарную систему, ощетинившуюся полицейскими дубинками и смердящую слезоточивым газом. В ней «человек имеет тысячу прав, но у него отняли право жаловаться».
Актуальность – неотъемлемая черта произведений Бегбедера. Так было с манифестом гедониста «99 франков» в эпоху фашизма рекламы и с разорвавшейся бомбой “Windows on the world” после крушения башен-близнецов 11 сентября. Возможно, пришло время осознать своё детство, а «книга позволит, как и Бегбедеру той ночью, откуда-нибудь сбежать».
Написанное не означает, что, купив и прочитав «Французский роман», вы получите порцию розовых соплей и наивных сентенций. Бегбедер по-прежнему остёр на язык и беспощаден в суждениях. Всё при нём: и пронзительная лиричность, и циничный юмор, и точность наблюдений, и коронные афоризмы на все случае жизни.
Сегодня Бегбедер самый тусовочный писатель Европы. Он мелькает на MTV и Fashion TV, играет диджейские сеты и снимается в порнофильмах. Всё чаще его не принимают всерьёз как писателя, а зря. Светский образ не мешает создавать ему отточенные тексты в фирменном полемичном стиле, борясь с Мишелем Уэльбеком за звание «Короля современной французской литературы».


«Полночь в Париже»
 Режиссёр: Вуди Аллен. В ролях: Оуэн Уилсон, Рэйчел МакАдамс, Курт Фуллер, Майкл Шин, Карла Бруни. Жанр: мелодрама, комедия. Длительность: 94 минуты.

Вуди Аллен снял свой самый нетипичный фильм, который многие критики поспешили назвать его лучшей работой. В романтическом кино «Полночь в Париже» меньше язвительности и сарказма, зато хватает романтики и штампов.
Уверен, после выхода этого кино на экраны число туристов, желающих попасть в столицу Франции, резко увеличилось. «Полночь в Париже» - туристическая открытка. Не даром она начинается со слайдов парижских видов. Турфирмы и агенты могут сказать маленькому гению в стильных очках огромное спасибо.
Писатель Гильберт (Оуэн Уилсон) хочет в Париж. Он берёт с собой жену (Рейчел МакАдамс). Приглашение оформлено Гильбертом как желание провести медовый месяц, но его подлинная цель – написать шикарную новеллу, найдя вдохновение в самом творческом городе мира.
В Париже пара встречается с родителями и друзьями жены. Те водят их в музеи и галереи, но Гильберт, как всякий писатель, ищет вдохновения, в одиночестве гуляя по парижским улицам. Во время одной из таких прогулок под звон часов появляется старинный автомобиль и увозит начинающего писателя в волшебный мир двадцатых годов прошлого века. Здесь Гильберт знакомится с Эрнестом Хемингуэем, Гертрудой Стайн, Френсисом Скоттом Фитцджеральдом, его женой Зельдой и влюбляется в натурщицу Пикассо.
Пожалуй, Вуди Аллен, который всегда любил использовать каноны и стереотипы, высмеивая их, в «Полночи» со штампами перестарался. От огламуренных форматов становится подчас скучно и неинтересно. Если Хэм, то обязательно решительный и волевой, если Зельда, то истеричка и психопатка. Впрочем, как завещала Гертруда Стайн главному герою, «писателя надо приукрашать».
Кино прекрасно воссоздаёт атмосферу «праздника, который всегда с тобой». И, как это бывает в фильмах Вуди Аллена, актёры удивляют, а порой играют свои лучшие роли. Чего только стоит Эдриан Броуди в образе Сальвадора Дали.
В контексте извечного противостояния физиков и лириков, борьбы материального и духовного, «массовки против духовки», Вуди Аллен ненавязчиво и легко высказал мысль, что едва ли не каждый думает, будто родился не в своё время.
Самый доступный и воздушный фильм Вуди Аллена. Смотреть обязательно людям творческим, людям влюблённым и людям, которые хотят просто приятно провести время.