30 августа 2012 г.

Платонические чувства


«Платонические чувства №9: Попса»
 Всем привет!
 Ничто человеческое нам не чуждо (а, может, и не нужно – узнаем), поэтому сегодня экспериментальный обзор – только бестселлеры и блокбастеры. В общем, типичная конъюнктура, масскульт или, проще говоря, попса. Посмотрим, какие эмоции она вызовет.
 Берегите своё время: смотрите и читайте с умом!

Что читать?
Бернар Вербер «Звёздная бабочка».



Что смотреть?
«Люди в чёрном 3».


Следуйте за Платоном, как Алиса за Кроликом... :)
Что читать?
Бернар Вербер «Звёздная бабочка».
Французский (хотя правильнее сказать – еврейский) автор из Тулузы Бернар Вербер один из тех писателей, кто балансирует между масскультом и претензиями на интеллектуальную литературу. Одни называют его книги непритязательным фастфудом, другие – сложными философскими и психологическими полотнами. Подобные споры лишь благоприятствуют росту тиражей Вербера. Его книги вот уже десяток лет раскупают, как марлевые повязки во время «свиного гриппа», а сам он спорит с Мишелем Уэльбеком и Фредериком Бегбедером за титул самого известного писателя Франции. Хотя объективно говоря, разница между ними примерно такая же, как между Хемингуэем, Вудхаузом и Дипингом. Ну или, оперируя более современными примерами, как между Сорокиным, Пелевиным и Олегом Роем. 
Русских читателей у Вербера множество, поэтому его книги, видимо, переводят в большой спешке. Иначе, чем объяснить такое дикое количество штампов на одну страницу? Ведь, согласно «Википедии», «романы Вербера тонко связаны со структурой и особенностями французского языка, поэтому при переводе его книг на другие языки многое теряется». Свежо предание, да верится с трудом.
Роман «Звёздная бабочка» можно смело использовать в качестве отличной иллюстрации к злоупотреблению канцеляризмами и штампами. Если кофе, то обязательно обжигающе горячий, если смотреть, то зачарованно, если затягиваться сигаретой, то жадно. Если миллиардер, то болен раком в конечной стадии, и никакие деньги не помогут. Если гениальный изобретатель, то обязательно рассеянный мечтатель. Диалоги из той же серии:
«– Слишком поздно.
- Никогда не бывает слишком поздно».
В общем, пособие молодому автору о том, как писать не стоит.
То ли переводчик (в случае «Звёздной бабочки» это был некий А. Дадыкин) спешил, то ли обвинения Вербера в примитивизме не лишены оснований. Впрочем, язык – не главный козырь француза. Дело, как говорят почитатели, в лихо закрученном сюжете.
Холостой Ив Крамер работает в фирме по освоению космоса. В один совсем не прекрасный день он сбивает известную яхтсменку Элизабет. Она становится инвалидом и, прикованная на всю жизнь к коляске, уходит в запой. Ив, терзаемый совестью, берёт годичный отпуск, во время которого решает изучить работы отца по созданию космического парусника. Яблочко от яблони, и Крамер-младший доводит отцовскую идею до победного конца – создаёт проект космического парусника, чтобы лететь на другую планету, прочь с обречённой Земли. В родной фирме это не находит отклика, но вот больной раком миллиардер Габриэль Макнамара соглашается финансировать Ива.
Так создаётся парусник «Звёздная бабочка». Это, по сути, свой изолированный мир, планета, где есть леса, озёра, города и 144 тысячи людей, специально отобранных для полёта. Капитаном уговаривают быть Элизабет, которая позже – можно было и не сомневаться – станет возлюбленной Ива и, конечно же, начнёт ходить.
Отлёту «Бабочки» пытается воспрепятствовать правительство, и толпы полицейских атакуют парусник. Вообразить это сражение, конечно, непросто, да и лучше не воображать, потому что здравой и не здравой логике оно не поддаётся. Но «Бабочка» должна была улететь, иначе книгу Вербера можно было бы заканчивать. Наверное, поэтому автор забывает о пушках, ракетах, самолётах, которыми почему-то не воспользовались власти.
Подобных несостыковок и, прямо скажем, комических мест в романе хватает. Например, Ив делает искусственное дыхание Элизабет в открытом космосе, куда она вышла для того, чтобы в одиночку попытаться развернуть парус «Бабочки».
Столь эпичные моменты щедро приправлены философией в духе женских журналов и ну очень явными аналогиями.
«Звёздная бабочка» является интерпретацией библейского сюжета. В конце романа, когда на новую планету всё же удаётся высадиться, девочка Эиа, полученная генетическим клонированием из ребра умирающего отца, называет предков истинными именами. Элизабет оказывается Лилит, Ив – Яхве, Адриан – Адамом, Сатин – Сатаной. Цифра в 144 тысячи также взята Вербером не случайно; как пророчествовал Иоанн Богослов о праведниках во время Апокалипсиса: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израиле».
Порождённый мечтой создателя, проект является моделью нового мира, который априори обречён на провал. То, что начиналось как утопическая мечта, видоизменяется и рушится, изуродованное грехом. История повторяется, и в рай входят пороки и страсти, меняя суть людей и структуру мира.
Главная эмоция от прочтения «Звёздной бабочки» Бернара Вербера – удивление. Удивляешься автору, создающему столь вторичный продукт. Удивляешься читателям, готовым его потреблять. И, наконец, удивляешься героям, которые так и не поняли, что у них не могло быть никакой иной задачи, кроме тщетной попытки построить царство Божие на земле.

Что смотреть?
«Люди в чёрном 3».
У каждого поколения, наверное, есть своя киноклассика. Плохая или хорошая – другой вопрос. «Люди в чёрном» – один из тех фильмов, с которыми росло и взрослело современное поколение тридцатилетних. Это научно-фантастическое кино, созданное на основе комиксов, породило массу пародий, клипов и даже течений. Продолжение первой части вышло относительно быстро, а вот третьего фильма пришлось подождать.
Дождались. Режиссёром «Людей в чёрном-3: Назад в будущее» стал хорошо знакомый Барри Зонненфельд, а Стивен Спилберг вернулся в качестве исполнительного продюсера.
Сюрпризов нам не обещали. И это даже хорошо, потому что эксперименты, как показывает практика, зачастую не всегда удачны. Особенно, если учесть, что снимали третью часть сиквела, а они редко когда удаются – скорее, наоборот, разочаровывают. Так было и с «Терминатором», и с «Пиратами Карибского моря».
«Люди в чёрном-3» разочарованием не стали, но и чем-то особенным не порадовали. Авторы фильма постарались идти проторенными дорожками, но ходы, которые были любопытны раньше, сейчас либо устарели, либо приелись. Получилось нечто, напоминающее тюнинг старого авто – подкрасили, подремонтировали.
На экране всё те же агенты Джей и Кей. Если Джей (Уилл Смит) практически не изменился, то вот Кей (Томми Ли Джонс) заметно сдал. Хотя могло быть и хуже: агент Зед вообще умер. Его присутствия в фильме не хватает. И даже новый шеф, агент О, в исполнении Эммы Томсон не способен компенсировать потерю.
 Отношения у Джея и Кея последнее время не ладятся: спорят, ругаются – ставшая уже классической, голливудская перебранка с напарником. А тут ещё из Лунной тюрьмы бежит главный межгалактический злодей – Борис-Животное, представитель агрессивной расы боглодитов, стремящейся к вселенскому господству. Персонаж довольно-таки отвратительный.
Но любовь, как говорится, зла, полюбишь и животное. Даже такое как Борис, к которому на его день рождения приходит влюблённая девица (её играет Николь Шерзингер, чёрненькая из Pussycat Dolls). Крайне эффектная дамочка, надо заметить, а вот их страстный поцелуй не для слабонервных – желудки надо иметь покрепче – может отпугнуть уже в начале фильма. Думаю, что ежегодная награда MTV Best kiss” обеспечена.
Борис легко бежит из тюрьмы и решает отправиться в прошлое, дабы уничтожить человека, который не только отстрелил ему руку и отправил за решётку, но и развернул над Землёй защитную систему «АркНет», чем спас планету от армии боглодитов. Этот человек – агент Кей.
Меняется прошлое, а следом за ним – и будущее. Будто вытащили одну карту, и рухнул весь домик. На утро Джей не может сообразить, почему все думают, что Кей мёртв. Мало того – армада кораблей боглодитов стоит у Земли и вот-вот превратит её в сырьевую базу, а людей – в рабов. Есть только один выход – отправиться в прошлое и остановить Бориса; не зря я вспомнил «Терминатора».
В прошлом Джей встречается с молодым агентом Кеем, блестяще сыгранным Джошом Бролином (наиболее известен по коэновским «Старикам здесь не место»). Вместе они должны спасти чудаковатого арканианца Гриффина, видящего будущее в различных измерениях и проекциях, того самого, который подарил Кею систему «АркНет», и далее за 24 часа разобраться с Борисом.
Будет много перестрелок, спецэффектов и типично голливудских диалогов, сдобренных порциями американского юмора.
Есть и откровенные паноптикумы: в духе присутствия автомобилей и детей на секретной территории в непосредственной близости от места запуска ракеты. Но из жемчужин фильма – игра и харизма Джоша Бролина в роли молодого Кея.
В целом, «Люди в чёрном 3» – добротно сделанное кино, но не более того. Хотя если не оценивать его по гамбургскому счёту, то вполне можно зарядиться позитивом.