Они хранили в
жизни мирной
Привычки милой
старины;
У них на
Масленице жирной
Водились
русские блины.
А. С. Пушкин
или как
говорил герой советского мультфильма: «Что на носу? Нет, не бородавка –
Масленица!»
Пришла
Масленица – праздник вкусных блинов и веселых гуляний. Хотелось бы еще
добавить: катания с гор, штурма ледяных крепостей и залихватских поездок в
санях на тройке с бубенцами… Да только как-то не актуально у нас в теплом
бесснежном Крыму последнее. А вот блинчики – о, это пожалуйста! Сколько же способов
их приготовления народом придумано! Наверное, если задаться целью, то из
блинных рецептов можно составить целую книгу… или диссертацию написать. Сладкие
и соленые, из муки белой, ржаной, гречневой, с припёком, с сыром, с яблоками,
на сливках, сдобные…
Насколько мне
известно, российские традиции предполагают приготовление блинов на дрожжах.
Спорить не буду, но лично мне эти толстые как оладья блины несколько странны. В
кулинарной традиции моей бабушки блинчик должен быть тоненьким-тоненьким, и
совершенно кружевным.
Для этого необходимо идеальное сочетание раскаленной
докрасна сковородки, нужной консистенции выливаемого на нее теста и слегка
«подрумяненных» пальчиков хозяйки, которой приходится вручную переворачивать на
сковороде каждый блин, стараясь его не порвать и вместе с тем зажарить до
появления аппетитных золотистых веснушечек. Впрочем, той же домашней традицией
подмечено, что на Масленицу блины слетают со сковородки буквально сами –
никаких вам «первый блин комом». Просто потому что так положено! А вот откуда
это стало положено – предлагаю ознакомиться.
Официально
православная неделя называет Масленицу Сырной седмицей – это последняя неделя перед
Великим постом, когда еще можно есть молоко, масло, сыр и рыбу, но уже нельзя
есть мясо. Начинается она за 56 дней до Пасхи и потому «блуждает» каждый год
туда-сюда по календарю, заканчивается же Прощенным воскресеньем, после которого
наступают дни самого сурового поста. И всё же – почему именно блины, и причем
тут катание с горок и совершенно нехристианский обряд сжигания ряженого
соломенного чучелка?
В принципе,
церковь уже не отрицает тот факт, что большинство значимых дат христианского
календаря, для облегчения внедрения новой религии в народ, подбиралось под дни
прежних славянских празднеств. Славянская же вера была тесно связана с
солнечным календарем – Коляды даром - и связанными с ним ритмами природы.
Поэтому Масленица – Красная горка – отмечавшаяся 25 марта, была одним из важнейших праздников года, одним из четырех святочных периодов – весенним равноденствием. Ярило-солнце, получившее свое рождение 25 декабря после зимнего солнцестояния, набирает силу, вместе с ним пробуждается природа и отступает в свои чертоги Морена-Зима. Вместо нее согласно славянским сказам, приезжает к людям Весна-Дева на золотом, как Солнце, либо зелёном, как трава, коне. Её славят не только люди, но и всё живое на свете, празднуя победу жизни над смертью. Наступает Новый земледельческий год.
Поэтому Масленица – Красная горка – отмечавшаяся 25 марта, была одним из важнейших праздников года, одним из четырех святочных периодов – весенним равноденствием. Ярило-солнце, получившее свое рождение 25 декабря после зимнего солнцестояния, набирает силу, вместе с ним пробуждается природа и отступает в свои чертоги Морена-Зима. Вместо нее согласно славянским сказам, приезжает к людям Весна-Дева на золотом, как Солнце, либо зелёном, как трава, коне. Её славят не только люди, но и всё живое на свете, празднуя победу жизни над смертью. Наступает Новый земледельческий год.
Очень много
светлых, радостных поверий было связано с этим периодом у славян. На
равноденствие открываются врата Сварги небесной – мира славянских богов,
которые возвращаются в наш мир; также «на птичьих крылах» прилетают из Ирия
души предков, которые будут пребывать на Земле со своими потомками до будущей
осени. А еще в эту пору просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки Медведь
- Лесной Хозяин, воплощение самого бога Велеса, а зачастую еще и покровитель
рода. Хозяина приветствовали, просили не драть скот и не озорничать на пасеках
в течение всего года, задабривали угощением.
Вот из этих
поверий и возникли обычаи встречи Масленицы, каждый из которых нес в себе
определенный символизм, долженствовавший обеспечить благополучие роду в
пришедшем году.
Изначально
Масленица, как и другие святки, праздновалась в течение двух недель, но
впоследствии осталась только одна седмица народных гуляний. Каждый из её дней
имел в народе своё название: Встреча (Косой, или Кривой, понедельник), Заигрыш,
Лакомка, Разгул (Коровье, или Велесово, Свято), Тёщины Вечёрки, Золовкины
Посиделки и Прощёное воскресенье. Начиная с четверга (Разгула) — Масленица
называлась «широкой».
Перед
последними днями Масленицы считалось обязательным сходить в баню, дабы смыть с
себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось, зато
тщательно готовились к празднику: заливали для катаний крутые склоны берегов,
строили высокие ледяные горы и снежные крепости. Девушки и женщины из соломы и
разных тряпиц делали чучелко Масленицы (символизировавшей грозную Морену).
Причем материал для ее изготовления обязательно было взять из каждого дома
деревни.
Суббота
накануне масленой недели называлась «маленькой Масленицей». В этот день было
принято поминать умерших родителей. Утром и вечером, садясь за стол, непременно
приглашали умерших родственников разделить семейную трапезу и оставляли для них
на всю ночь накрытыми столы.
И вот, наконец,
наступал праздник.
Основной
обрядовой едой на Масляницу конечно же были блины, как символ солнца и выражение
благодарности Яриле за жизнь на Земле. При этом самый первый блин сами не ели, а
клали на слуховое оконце в избе, посвящая его душам Предков. Поэтому в
оригинале известная нынче присказка звучала так: «Первый блин комам, блин
второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне».
Вместе с
пробуждающейся природой люди как бы вступали в новую жизнь, и потому в
воскресенье просили друг у друга прощения за старое со словами: "Прости
меня, пожалуй, буде в чем виноват перед тобой". Прощение заканчивалось
поцелуями и низким поклоном. Обычай прощения в семейном кругу проводили после
ужина. По ритуалу, начинали с самого младшего, и далее по старшинству кланялись
всем и просили прощения. Только младшему не кланялись и прощения у него не
просили.
Вот так один
из самых весёлых (и самых важных) Солнечных праздников года сохранился в эпоху
двоеверия, когда христианство существовало на Руси одновременно с остатками
язычества, пережил последующие века, когда православная церковь строго осуждала
«бесовские веселья» и наконец в XVIII
веке был принят церковью (чему немало поспособствовали царские особы,
отмечавшие исконный русский праздник с размахом). После некоторой
регламентации, что свелась к ежегодному переносу даты начала Масленицы, она
была во всеуслышание признана православной с соответствующей «теоретической
базой», свидетельствующей о подготовке христиан к Великому посту. Однако
древние символы и ритуалы никуда не исчезли. И становясь к плите, чтобы
нажарить семье аппетитных румяных блинчиков, каждая хозяйка воздает славу Яриле-солнцу,
несущему нам очередную весну, тепло и новые надежды.
С праздником.
И жирных всем блинов!
Автор Евгения Соловьева
Больше интересного от Кота здесь